ЧТО ТАКОЕ «ПУШКИНСКАЯ КАРТА»?

Это обыкновенная карта «Мир», на которую деньги «положило» государство, чтобы молодёжь чаще посещала организации культуры. Она может быть выпущена как в виде виртуальной, так и в виде пластиковой карты.

МЕРОПРИЯТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ УФЫ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ПУШКИНСКАЯ КАРТА»

В Уфе прошел круглый стол по вопросам детского чтения

В Уфе прошел круглый стол по вопросам детского чтения

В Центральной городской детской библиотеке им. Ш. Худайбердина прошел круглый стол на тему «Развитие детского и юношеского чтения в Республике Башкортостан».  Ее организаторами стали Уполномоченный по правам ребенка в РБ Ольга Панчихина и Централизованная система детских библиотек Уфы.

Состав участников определила сама тематика разговора: это  представители народного образования, издатели, общественники и, конечно, библиотекари. В своем вступительном слове Ольга Панчихина напомнила собравшимся, что это вторая встреча на тему детского чтения, первая была инициирована Госсобранием-Курултаем РБ и была проведена в январе 2023-го. Но, как отметил Председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин, многое на той встрече осталось невысказанным, а потому появилась идея провести круглый стол, на котором спикеры расскажут о конкретных шагах по привлечению детей к чтению книг.

Говоря о выборе места проведения встречи, детский омбудсмен РБ Ольга Панчихина дала определение Библиотеке, как Центру притяжения.  Поддержал ее в этом и Раиль Мирваевич, приведя в пример организацию школьных библиотек в Якутии, где в работу активно вовлекаются бабушки и дедушки, обучающие детей древним промыслам, говорящие на языке, который большинство детей уже не знает. Так налаживается не только связь поколений, но происходит возрождение народа и его традиций.

«Надо находить новые нестандартные формы по приобщению детей к чтению, не разговоры и убеждения, а близкие ребенку активные действия», — подчеркнул Раиль Асадуллин.

Схожее мнение прозвучало в словах председателя детского общественного совета при уполномоченном по правам ребенка РБ Радмилы Шайхутдиновой: «Мы готовы читать, но нас надо заинтересовать». Необходимо найти такой подход, который бы вернул подростка к книге. И библиотека, где комфортно и уютно, может стать тем местом, куда захочется приходить молодежи не только читать, но и просто общаться.

Из приведенных в презентации Ольги Юрьевны данных следует, что читают подростки в основном только произведения школьной программы, да и то в кратком изложении. И лишь единицы на самом деле увлечены чтением книг.

Но не все так безнадежно, возражают сухим цифрам библиотекари-практики. Так в выступлении заведующего научно-методическим отделом Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди Айгуль Ханнановой были озвучены положительные показатели работы 99 детских библиотек республики. Особо отмечены модельные библиотеки, оснащенные компьютерной техникой, удобной мебелью и обустроенные по принципу зонирования. Для библиотек, не имеющих этого статуса, большим подспорьем стала грантовая деятельность, благодаря которой поступает финансовая поддержка различных проектов, имеющих своей целью именно привлечение читателя к чтению, потому что в основе проекта любой тематики лежит именно книга.

А вот по убеждению заведующей сектором массовой работы Центральной городской детской библиотеки им. Ш. Худайбердина Нины Плешковой библиотекарю важно работать и с мамой и папой, и с ребенком, и с бабушкой и дедушкой – семьей. Именно так реализуется девиз «Вместе с книжкой мы растем». И здесь все зависит от фантазии библиотекаря и его вовлеченности в свою работу. Ведь даже такую форму как традиционные литературно-музыкальные гостиные можно подать таким образом, что получится увлекательный рассказ, автором которого станут все ее участники, не говоря уже о таких популярных в последнее время квестах, квизах, буктрейлерах и онлайн-мероприятиях.

Во время круглого стола своими наработками в привлечении детей в библиотеки в режиме онлайн и офлайн поделились: Наталья Клочкова — заместитель директора по работе с детьми Централизованной библиотечной системы  Стерлитамака, Луиза Низаева — заведующий нефтекамской Центральной детской библиотекой, Светлана Сафарова – директор Центральной библиотеки Караидельского района, Эльвира Шалагина —  педагог-библиотекарь Серафимовского специального учебно-воспитательного общеобразовательного учреждения закрытого типа.

По своей форме финал круглого стола уже сложно было назвать академическим. В ходе живой беседы и на основании заслушанных докладов была вынесена резолюция, главным пунктом которой стало предложение принять региональную программу мероприятий по поддержке детского и юношеского чтения.